Изменить контраст
Вкл Выкл Изображение
Вернуться на обычную версию сайта
Cправочная служба
+7(495) 937-55-55
Горячая линия для сообщений о фактах коррупции
8(495) 436-43-88

ПОБЕДА!

В 9 утра 9 мая 1945 года Акт о безоговорочной капитуляции Германии и Знамя Победы были доставлены в Москву

Восьмого мая в 23 часа 45 минут в Карлсхорсте - восточной части Берлина, в здании бывшего немецкого военно-инженерного училища, в кабинете представителя советского Верховного Главнокомандования маршала Георгия Константиновича Жукова собрались представители верховного командования США, Англии и Франции.

В ночь с восьмого на девятое мая 1945 года здесь состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. С немецкой стороны документ подписали генерал-фельдмаршал Кейтель, адмирал флота фон Фридебург и генерал-полковник авиации Штумпф, уполномоченные гросс-адмиралом Дёницем - преемником Гитлера. От Советского Союза присутствовали маршал Георгий Константинович Жуков, его заместитель генерал армии Василий Данилович Соколовский, генеральный прокурор Андрей Януарьевич Вышинский и ряд высокопоставленных генералов Красной Армии. Верховное командование союзных войск представляли: английский маршал авиации Артур Теддер, командующий стратегическими воздушными силами США генерал Карл Спаатс и главнокомандующий французской армией генерал де Латр де Тассиньи.

В 0 часов 43 минуты девятого мая процедура подписания Акта была закончена. В 0 часов 50 минут заседание, на котором была принята безоговорочная капитуляция немецких вооруженных сил, закрылось.

Первый пункт Акта гласил: "Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени германского Верховного командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, Верховному Главнокомандованию Красной Армии и одновременно Верховному командованию Союзных экспедиционных сил".

Маршал Жуков приказал немедленно отправить Акт, а также фотоснимки заседания и корреспонденцию об этом событии в Москву - Верховному Главнокомандующему.

Рано утром девятого мая 1945 года командир транспортного авиаполка Алексей Семенков доставил Акт о капитуляции Германии в Кремль.

 

Акт был доставлен экипажем 10-й Гвардейской дивизии в составе: командира дивизии А.И.Семенкова, командира экипажа А.Т.Тайметова (на фото рядом с самолетом Ли-2), штурмана Н.Смирнова, бортрадиста М.Калинкина, бортмеханика В.Демина

Фамилии этой легендарной пятерки были засекречены, с них даже взяли расписку о неразглашении государственной тайны.

Восьмого мая экипаж в составе командира Абдусамата Тайметова, второго пилота Петра Гордиенко, штурмана Николая Смирнова, бортрадиста Михаила Калинкина и бортмеханика Василия Демина ожидал на базе полка приказа. Экипаж чувствовал – предстоит что-то очень важное. В шесть утра поступило распоряжения идти к самолету. Подготовили машину к полету, сидят, каждый на своем месте, в ожидании радиосигнала, сводки погоды, карты маршрута и других вводных данных.

Вскоре, сидя в кресле командира, А. Тайметов увидел, что кресло второго пилота опустело. Значит, подумал Абдусамат, напарнику Петру Гордиенко не доведется с нами лететь. Комполка, подполковник Алексей Семенков сказал Тайметову: «Займи место второго, я лечу вместе с вами, а пакет с заданием пусть будет у тебя, скажу, когда его вскрывать».

Московское небо было облачным, моросил мелкий дождь. С Центрального аэродрома Москвы экипаж стартовал в девять часов, набрал высоту 300 метров и оказался в чистом небе. Курс взяли строго на запад. Экипаж возглавлял белорус, подполковник Алексей Иванович Семенков.

Маршрут пролегал над Белоруссией и Польшей. В районе Познани комполка приказывает Тайметову вскрыть первый пакет, внутри которого, кроме приказа лететь к польско-германской границе, был еще один, чуть меньше, конверт с сургучной печатью. Приблизились к пограничной зоне, где внизу увидели на стоянках ряд краснозвездных бомбардировщиков и истребителей. Ли-2 сделал круг над аэродромом, а Тайметов через окошко кабины выпустил первую красную сигнальную ракету, после второго круга – еще одну ракету. К самолету пристроилась девятка краснозвездных истребителей - на тот случай, если в воздухе встретятся вражеские самолеты. Но фашистские истребители не появились, зенитки противника молчали. В опечатанном конверте был приказ лететь в Берлин и сесть на центральном аэродроме Темпельхоф. Полет прошел спокойно, и вот снизу открылась панорама Берлина – поверженного, разрушенного, но теперь никому не угрожающего, а над рейхстагом развевалось Знамя Победы.


Генерал-лейтенант авиации, заслуженный пилот СССР, герой Российской Федерации, Алексей Иванович Семенков. За годы Великой Отечественной Войны совершил свыше 500 боевых вылетов, в том числе 120 в блокадный Ленинград и 150 вылетов в тыл врага с посадкой на партизанские аэродромы

Экипаж Ли-2 под командованием Алексея Семенкова приземлился на аэродроме Темпельхоф. Затем приземлились самолеты с делегациями США, Великобритании, Франции, а затем – еще один самолет, с которого вышли представители командования капитулировавших гитлеровских войск.

Подполковнику Алексею Семенкову приказали: никуда не уходить. Всем находиться в самолете. Готовность к взлету в любую минуту. Семенков развернул машину так, чтобы можно было взлететь прямо со стоянки.

Время тянулось долго-долго. Обед и ужин доставили прямо под крыло, где отдыхали пилоты. С наступлением темноты экипаж расположился отдыхать прямо в самолете. Но не спалось. В любой момент могла поступить команда на взлет.

...И вдруг небо над Берлином озарилось вспышками ракет, началась беспорядочная стрельба из всех видов оружия. Семенков, все члены экипажа вскочили на ноги. Было уже девятое мая, к самолету подъехала легковая машина. Военные и гражданские лица – возбужденные, кидали вверх шапки и фуражки, все громко кричали «Победа, Победа!»…

К шеренге пилотов Ли-2 подошел генерал-порученец, вручил комполка Алексею Семенкову солидный пакет со словами:

            -Здесь документ о безоговорочной капитуляции фашистских войск. Иначе говоря, Акт нашей общей Победы! Вам – особое задание: доставить его сегодня же в Москву и вручить ставке Верховного главнокомандования!

            Комполка, как положено, дал рапорт генералу, передал рядом стоящему в шеренге А. Тайметову пакет с напутствием:

            -Будь с ним очень осторожным, это – наша Победа!

Около двух часов ночи Семенков поднял в небо свой тщательно закамуфлированный Ли-2 по направлению к Москве. Начинался первый рейс в мирном небе.


Около терминала аэропорта Внуково в День Победы 1945 года

И вот настало празднование великого Дня Победы 9 мая 1945 года.

«В ночь на 9 мая 1945 года москвичи не спали. В 2 часа 10 минут диктор Юрий Левитан прочитал Акт о военной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днем всенародного торжества – Праздником Победы».
Внуково украсилось флагами, транспарантами, портретами вождей, гирляндами весенних цветов.
Личный состав 10-ой гвардейской авиатранспортной дивизии был построен на Пятачке и общей колонной под звуки оркестра, играющего марши, двинулся по направлению к Аэровокзалу. Вел участников торжественного построения Клиндух Леонид Михайлович. На ступеньках у главного входа в Аэровокзал разместились все участники 10-й гв. АТД.

 

Около терминала аэропорта Внуково в День Победы 1945 года

Фрагмент праздничной статьи в газете «Правда» 1945 года: «Невероятно радостно на душе сегодня. И ночное небо над Москвой, кажется, излучает отражение той радости, какой полна советская земля. Мы были свидетелями событий, о которых можно писать тома. Но мы сегодня вмещаем их все в одно слово: Победа!..». Мы глубоко сознаем, что Победа завоевана слишком дорогой ценой. Война обожгла судьбы многих авиаторов. По неполным данным, только в частях ГВФ на фронтах погибли 579 пилотов и 487 членов экипажей и авиаспециалистов других категорий. Наибольшее число боевых потерь пришлось на полеты в глубокий тыл противника и к партизанам. Фронтовые части ГВФ потеряли от атак истребителей противника и его зенитной артиллерии 1047 самолета, 475 самолетов было разрушено при авариях и катастрофах. За время Великой Отечественной войны в 10 гв. АТД погибло свыше 100 экипажей. 


НАЧАЛО ВОЙНЫ

 Аэрофотосъемка аэропорта Внуково, годы Великой Отечественной войны


Строительство аэропорта началось в конце 30-х годов, руководил строительством Экономический совет при Совете Народных Комиссаров СССР Вячеслав Михайлович Молотов, курировал проведение работ -  Климент Ефремович Ворошилов.

Новый гражданский «Московский центральный аэропорт» должен был торжественно открыться в День ГВФ СССР 18 августа 1941 года. Но в планы вмешалась война, гитлеровские войска стремительно наступали и уже 2 июля Внуково срочно начал работу как военный аэродром.

Уже месяц бушевала война, внуковчане учились воевать и выполняли боевые задания. Над Москвой чаще стали появляться фашистские самолеты, и объявляться воздушные тревоги.
Пролетали самолеты и над Внуково.
Несмотря на то, что были проведены широкомасштабные маскировочные работы объектов в аэропорту, созданы ложные аэродромы с расстановкой на них макетов, всё же отдельные зажигательные и фугасные бомбы попадали на аэродром и гарнизон. 


Ли-2 над столичным аэропортом Внуково

Война перечеркнула мирные планы внуковчан. Погасли яркие фонари на аллеях и площади перед аэровокзалом. Белоснежные стены зданий во Внуково в целях маскировки покрыли черно-зеленой краской. А мирные самолеты превратились в боевые - на хвосте и на фюзеляже каждой машины появились красные звезды. Личный состав аэропорта Внуково одели в военную форму, подразделения гражданской авиации были оперативно переформированы в боевые. Вот так Московский аэропорт Внуково, который готовился распахнуть свое летное поле для первых своих пассажиров, широко и празднично отметить это событие, стал местом базирования боевых транспортных самолетов.

 

Летный и технических состав Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН), переименованной в 10-ю Гвардейскую дивизию

23 июня 1941г. для выполнения специальных заданий Верховного командования Красной Армии была сформирована Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН). Местом ее основного базирования был определен аэродром Внуково, ставший крупной военной базой Подмосковья. Высокий патриотический подъем, готовность к защите Отечества характеризовали жизнь и деятельность и гражданских авиаторов. Многие пилоты, механики и мотористы, техники и специалисты других служб подразделений ГВФ всей страны заявили о своем желании стать добровольными защитниками Родины. Они обратились с заявлениями и просьбами направить их в действующую армию.

В авиагруппу со всей страны были собраны наиболее подготовленный летный и технический состав, основу парка боевых машин составляли самолеты ПС-84 (Ли-2), а также ПС-9, С-47. Всего в МАГОН после ее укомплектования было 138 самолетов, из них 83 самолета ПС-84.


Герой Советского Союза Александр Груздин


С первых дней войны мастерство и мужество проявило немало пилотов. В числе первых отличились командиры кораблей МАГОН Петр Рыбин и Александр Груздин. В ноябре 1941 года за проявленные мужество и героизм при выполнении задания А.И. Груздину, первому среди пилотов ГВФ – участников Великой Отечественной войны, присвоили звание Героя Советского Союза.

 

 

 

 

 




Награждение бойца МАГОН в полевых условиях

Многие полёты экипажей ГВФ можно было без преувеличения назвать боевыми, и совершались они с риском для жизни. С усилением боевых действий на фронтах подразделения ГВФ всё более целенаправленно втягивались в напряжённую боевую работу.

«Как можно меньше находиться на земле, быстрее в воздух» - такого лозунга придерживались практически все летчики авиационных групп особого назначения. В воздухе они находились по 14-16 часов в сутки.




ОБОРОНА МОСКВЫ

В разгроме фашистов под Москвой активно участвовали бойцы воздушно-десантных частей, базировавшихся во Внуково

В битве под Москвой войскам и боевой авиации активно помогали авиагруппы ГВФ, и прежде всего Московская и Западная авиагруппы особого назначения (бывшая Белорусская), Особая авиагруппа связи ГВФ и некоторые другие подразделения гражданского воздушного флота.

В разнообразии задач, решаемых гражданской авиацией, особое место в ходе оборонительных боёв под Москвой заняли операции МАГОН по заброске воздушно-десантных войск в тыл врага и на наиболее важные участки фронта, где требовались срочные подкрепления. На командование МАГОН ГВФ возложили не только организацию и проведение всех десантных операций, но и передали ему в оперативное подчинение все тяжёлые транспортные самолёты ДБА и фронтов.

В октябре 1941 года авиагруппа получила приказ перебазироваться на время из Внуково. Над аэропортом Внуково нависла угроза полного его уничтожения. К 5 ноября 1941 года была закончена подготовка объекта к подрыву. До 4000 кг мелиниту было рассредоточено по промышленным сооружениям объекта. 70 зарядов было заложено под бетоном взлетных полос. Но героическая Красная Армия, отбросившая врага от подступов к Москве и перешедшая в наступление, освободила от суровой необходимости уничтожения аэропорта Внуково.

Во время оборонительных боев под Москвой, в период октябрь-декабрь 1941 года, летчики состава МАГОН ГВФ совершили свыше 3000 самолетовылетов, в том числе более 500 в немецкий тыл. Было перевезено 12 тысяч солдат и офицеров и почти 935 тонн боеприпасов и других грузов.


Истребители ЛаГГ-3(Лавочкин, Горбунов, Гудков) на аэродроме Внуково

В ходе обороны Москвы боевые операции стали для ГФ самыми крупными сначала войны. Наиболее значительные из них были проведены в октябре 1941 года, когда мощная танковая группировка врага, прорвав оборону Западного фронта, вышла в район Орла и пыталась развить наступление на Москву с юга. Для ликвидации этой угрозы Московская авиагруппа за четыре дня должна была перебросить из Тейково на аэродромы Орла и Мценска 5-й воздушно-десантный корпус. С этой задачей успешно справилась эскадрилья под руководством командира Ф.Н. Гвоздева и комиссара И.М. Кузнецова. 20 экипажей ГВФ водили свои машины на сброс десантов по нескольку раз в день. Каждый рейс продолжался свыше четырёх часов.

 

Инженерно-технический состав готовил самолеты к боевым вылетам

С большим напряжением трудились наземные службы МАГОН ГВФ. В трудных условиях работали инженерно-технические службы. Инженер-капитан И.А. Милованов, инженеры А.И. Воронин, В.А. Колычев, Ф.Ф.Кирсанов, В.М.Гущин неоднократно вылетали в тыл врага на партизанские площадки и возвращали к жизни поврежденные самолеты. Александр Иванович Воронин за один год войны (41-42г.) обеспечил 650 вылетов из них 100 вылетов в тыл врага, без единого технического происшествия. Однажды бригада, руководимая Ворониным, при 35-ти градусном морозе за 3 часа сменила 6 цилиндров на моторе, и самолет вылетел точно в срок на боевое задание. Многие "наземщики" удостоены высоких боевых наград.


Ремонт матчасти происходил в полевых условиях

Наряду с пилотами самоотверженно действовали бортмеханики и другие члены экипажей. На полевых аэродромах, в пунктах базирования боевой авиации бортмеханики выполняли срочные работы по ремонту самолётов, техническому обслуживанию двигателей и оборудования, чем до войны занимались наземные технические службы в аэропортах.

В интересах фронта были задействованы резервы авиаремонтных баз. 10 мая 1941 года были открыты Внуковские авиаремонтные мастерские. С первых дней Великой Отечественной войны рабочие мастерских сутками не покидали цеха, трудились на благо Родины и во имя Победы, в короткие сроки на территории АРБ был налажен ремонт авиадвигателей. Именно здесь был создан опытный образец установки вооружения на самолеты, которое в дальнейшем позволило летчикам одерживать немало побед. Тут же восстанавливались изрешеченные пулями и осколками снарядов самолеты Московской авиагруппы особого назначения, возвращавшиеся с боевых вылетов.

 

Первый инженер авиадивизии Н.М. Ребров (на фото первый справа)

В дни обороны Москвы инженерно-технический состав, возглавляемый Николаем Михайловичем Ребровым, до предела сократил сроки технического обслуживания и заправки самолётов. Всё это позволило осуществить операцию за три дня, не потеряв ни одного самолёта. Это был первый опыт десантирования войск с применением большого числа транспортных самолётов ГВФ.

С теплотой и уважением вспоминают большое профессиональное мастерство, высокие организационные способности, такт, доброжелательность главного инженера авиадивизии Николая Михайловича Реброва. Он прошел славный путь от рядового авиамеханика, техника, инженера (до войны) до главного инженера авиасоединений и начальника Научно-исследовательского института гражданской авиации (в военное и в послевоенное время). Н.М. Реброва считали символом настоящей боевой и трудовой дружбы между пилотами и механиками авиадивизии.


БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА

Лётные экипажи МАГОН совершали полеты в блокадный Ленинград под непрерывным огнем вражеских истребителей. Командиры экипажей перед полетом

Осень первого военного года. Фашистские войска взяли в кольцо Ленинград. К октябрю единственным путем, по которому в город можно было доставить продовольствие и боеприпасы, стала Ладога. Однако частые штормы и непрекращающиеся налеты вражеской авиации вызвали перебои героической работы моряков. 4 октября ГКО обязал ГВФ подготовить группу транспортных самолетов, чтобы обеспечить снабжение осажденного Ленинграда необходимым продовольствием и боеприпасами. Необходимо также было вывезти из города десять тысяч квалифицированных рабочих оборонных заводов, каждодневно доставлять в Ленинград жизненно важные грузы, а из города эвакуировать раненых, больных, женщин и детей. Эти полеты должны были выполнять наиболее опытные и грамотные командиры подразделений В. Пушинский, К. Бухаров, С. Шарыкин. Экипажи возглавляли А. Добровольский, Г. Бенкунский, А. Капица, А. Лебедев, М. Скрыльников, Ф. Ильченко, П.Колесников, И. Еременко, Н. Червяков, А. Семенков.

 

В Ленинград завозилось продовольствие и боеприпасы для войск Ленинградского фронта, обратно вывозили раненых, детей, женщин, стариков

Нагруженные «под завязку» продовольствием, транспортные самолеты выполняли по несколько полетов в день в блокадный Ленинград. Стоит отметить, что на трассе, и в особенности над Ладогой, непрерывно барражировали немецкие истребители. Однажды, при возвращении из Ленинграда, на группу транспортных самолетов напало шесть «мессершмиттов». Самолеты командиров кораблей К. Михайлова и Л.Овсянникова были подожжены в воздухе. Но, несмотря на тяжелое ранение, Леонид Овсянников дотянул горящую машину до берега и сумел посадить ее. Рискуя жизнью, члены экипажа спасли 38 вывезенных из Ленинграда женщин и детей. Константин Михайлов тоже совершил посадку на своем берегу.


Авиация поддерживала связь блокадного Ленинграда со страной. Отважные летчики совершали до 4-х рейсов в день. Каждый самолет перевозил более 3-х тонн драгоценного груза

Пока не встал лёд на Ладоге, «воздушный мост» стал единственной коммуникацией, связывающей город с Большой землёй. Положение со снабжением населения и войск в осаждённом городе обострялось с каждым днём, полёты стали осуществлять с более близких к Ленинграду аэродромов Хвойная и Кушавера. Путь в город сокращался примерно вдвое, и в среднем за один лётный день стало перебрасываться около 115 т продуктов. Организатором этих полётов стал командир эскадрильи, опытный лётчик капитан П.А.Пущинский.

Каждый день, несмотря на погодные условия, на помощь голодающим жителям блокадного Ленинграда с аэродрома Внуково отправлялись лучшие летчики:

«На помощь Ленинграду страна послала несколько эскадрилий транспортных самолётов и караваны судов. Сквозь осенние штормы, под обстрелом вражеских истребителей и бомбардировщиков пробивались к осаждённому городу пароходы и самолёты. Но в середине ноября озеро стало покрываться льдом, и пароходы перестали ходить. Оставался один путь – воздушный.

А Ленинград уже голодал. Запасы продовольствия истощались. Рабочие получали двести пятьдесят граммов хлеба, остальное население – сто двадцать пять. Маленький кусочек – на целые сутки! Вот почему, не страшась бури и шторма, эскадрильи транспортных самолётов шли над Ладожским озером. Каждый самолёт привозил больше трёх тонн драгоценного груза – продуктов – городу-герою…»


Полеты не прекращались в течение всего периода самоотверженной обороны города. Было совершено 2457 вылетов, 146 из них – ночные, 68 авиаторов были награждены орденами и 290 – медалью «За оборону Ленинграда»

 Значительный вклад в обеспечение воздушно-транспортной связи с Ленинградом внёс инженерно-технический персонал полевых аэродромов, где временно базировались и получали дозаправку самолёты, летавшие в осаждённый город. Техсостав работал главным образом ночью, при слабом свете электропереносок, питавшихся от самолётных аккумуляторов. Часто машины возвращались с многочисленными пробоинами, с серьёзными нарушениями жизненно важных систем и узлов. И техперсонал делал всё возможное, давая машинам вторую жизнь, причём в невероятно короткие сроки.

«…Полёт до Ленинграда был недолгий – всего час и сорок минут. Но что это за полёт! На всём пути, в особенности над озером, кружились вражеские истребители. Они подстерегали наши самолёты, чтобы не пропустить их в Ленинград. Было известно, что за сбитую транспортную машину фашистские лётчики получали особую награду.

Казалось, даже маленькой птичке здесь не проскочить. А советские транспортные машины, наперекор всему, летали в Ленинград ежедневно целыми эскадрильями.

Но летали теперь самолёты по-новому, совсем не так, как в мирное время.»

 

БИТВА ЗА СТАЛИНГРАД

Экипаж МАГОН. В центре командир Н.С.Окинин, которому принадлежит идея создания во Внуково Памятника летчикам гражданской авиации, погибшим в Великой Отечественной войне

В 1942 году МАГОН ГВФ был преобразован в 1-ю авиационную транспортную дивизию ГВФ (1-я АТД ГВФ), командиром которой был назначен генерал-майор Михаил Павлович Казьмин, а затем, 5 ноября 1944 года, 1-я АТД ГВФ была преобразована в 10-ю Гвардейскую Авиатранспортную дивизию (10-я Гв. АТД ГВФ), которой она осталась до окончания войны и дня своей демобилизации.

Московская авиагруппа особого назначения и сформированная впоследствии на ее основе военно-транспортная авиадивизия были основным фронтовым формированием гражданского воздушного флота в военные годы.  Их подразделения и части принимали участие во всех крупных боевых операциях Красной Армии на фронтах, выполняли боевые задания в тылу немецко-фашистских войск, обеспечивали перевозки грузов и людей внутри страны. Личным составом 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизии совершено вылетов во вражеский тыл — 7 227; вывезено из тыла противника — 9 105 человек; доставлено в тыл противника — 28 695 человек, различных грузов — 7 867 тонн; совершено вылетов на фронт — 52 417; перевезено на фронт — 298 189 человек, различных грузов — 365 410 тонн. 


Герои Советского Союза (слева направо) П.М. Михайлов, Г.А. Таран, Д.С. Езерский

Преобразование МАГОН в 1-ю авиатранспортную дивизию ГВФ совпало с активным участием авиаторов в сражении под Сталинградом - волжской твердыней.

Экипажи дивизии обеспечивали связь между Москвой и воинскими подразделениями, сражавшимися на Волге: доставляли военные грузы на передовые участки фронта, а также в места, недоступные для наземного транспорта, вывозили раненых. Слова защитников волжской твердыни "За Волгой для нас земли нет!" были клятвой и для гражданских авиаторов. Весом вклад воинов 1-ой АТД ГВФ в разгром врага под Сталинградом. Ее экипажи совершили 46 041 боевой вылет, перевезли около 31 тысячи солдат и командиров, эвакуировали в тыл свыше 3 тысяч раненых, доставили более 2500 тонн военных грузов. Десятки авиаторов награждены орденами и медалями. Героизм гражданских летчиков в Сталинградской битве был массовым. Какие бы сложные и ответственные задачи ни ставились перед ними, они выполняли их оперативно, показывая образцы мужества. Высочайшее мастерство и мужество проявили в то суровое время пилоты Павел Михайлович Михайлов, Павел Тарасович Кашуба, Борис Александрович Лахтин, Петр Федорович Еромасов, Григорий Алексеевич Таран (в последствии все они стали Героями Советского Союза) и Алексей Иванович Семенков. Когда ударили морозы, на Волге начался ледостав. Подвоз боевых грузов с левого берега на правый стал затруднителен. В этот период роль транспортной авиации возросла еще больше. Пилоты совершали по несколько полетов в день. И уже к концу декабря 1942 года обстановка в районах Волги и Дона коренным образом изменилась в пользу советских войск.


ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ

Боевая работа МАГОН

Летом 1942 года, на восьмой месяц осады Севастополя, немецкое командование начало третий, ставший решающим, штурм города. Для помощи Севастопольскому гарнизону нужно было срочно организовать массовую переброску боеприпасов и продовольствия. Осуществление этой важной операции Верховное Главнокомандование поручило МАГОН. Летчики и техники, узнав, что предстоят полеты в Севастополь, настойчиво просили включить их в группу. В состав экипажей двух эскадрилий особой авиагруппы вошли лучшие летчики. 20 июня 1942 года Московская авиагруппа особого назначения - МАГОН - в составе двадцати транспортных самолетов Ли-2 под командованием майора Короткова вылетела из Внуково в Краснодар. Задача авиагруппы - доставлять боеприпасы, продовольствие и медикаменты, вывозить раненых. Разработанный план полетов предполагал по два ночных вылета с посадкой. Маршрут пролегал над морем, что создавало дополнительные трудности для полетов на Ли-2. Требовались большая выдержка, мужество и, конечно, летное мастерство. В лунные ночи тени облаков создавали на поверхности воды обманчивое впечатление горной береговой цепи, что нередко вводило в заблуждение даже опытного летчика, поэтому в состав экипажа на боевое задание брали морских штурманов, которые отлично ориентировались в полете над морем.


На аэродроме. Слева направо: комиссар эскадрильи И.С. Булкин, командир экипажа Ермаков, командир эскадрильи А.И. Семенков, адъютант эскадрильи Д.И. Ободзинский

Приземляясь на Херсонесском аэродроме, почти каждый Ли-2 получал какие-то повреждения, так как аэродром был усеян осколками и изрыт воронками. Непрерывные бомбёжки и обстрелы Херсонесского аэродрома вывели из строя его взлётно-посадочную полосу, которую лётчики называли «полосой жизни». Потребовались немалые усилия, чтобы в кратчайшие сроки восстановить её, не прекращая полётов. Осуществил эту работу уже известный в ГВФ своей храбростью и мастерством комиссар эскадрильи Иосиф Семенович Булкин. Вместе с матросами Черноморского флота и воинами Приморской армии он справился с задачей и возвратился в Краснодар. Приём самолётов был продолжен.

За десять дней московская авиагруппа особого назначения произвела 229 ночных боевых вылетов, перевезла более 200 тонн боеприпасов и продовольствия осажденным, вывезла 1542 раненых, 630 человек летно-технического состава и 12 тонн специального груза.


ПОМОЩЬ ПАРТИЗАНАМ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЙСЫ

Мирные гражданские самолеты превратились в боевые

Ярким периодом в истории ГВФ в Великой Отечественной войне стала помощь партизанам. Полёты на огни партизанских костров осуществлялись в течение всей войны всеми авиагруппами и авиаотрядами ГВФ на всём протяжении фронта от Карелии до Крыма. В начале войны полёты в тыл противника носили эпизодический характер, так как определялось местонахождение партизанских отрядов, устанавливалась связь с ними, а с конца 1941 года полёты приняли систематический характер, и за год было выполнено 1384 самолётовылета. Основную нагрузку в этой работе несла Московская авиагруппа, имевшая многоместные самолёты ПС-84.

Экипажи ГВФ доставляли партизанам всё необходимое для борьбы с оккупантами и защиты местного населения от карателей. Для приёма самолётов на партизанские площадки забрасывались авиаспециалисты. Производилась эвакуация раненых, доставка продовольствия. Увеличивалась и продолжительность полётов.

В 1943 году полёты в тыл врага выполняли все фронтовые части ГВФ, а количество используемых для этого самолётов возросло в три раза.

Наряду с полётами к партизанам и в глубокий тыл противника организовывался целый ряд особо важных международных полётов по правительственным заданиям. Из международных перелётов знаменательным для 1-й авиационной транспортной дивизии ГВФ стал полёт опытных командиров кораблей Николая Ивановича Новикова и Н.Метлицкого в Тегеран. Авиаторы доставили туда советскую делегацию на совещание представителей СССР, США и Великобритании. За выполнение этого задания экипажи были отмечены наградами Родины.

Наибольший объём самых рискованных работ с вылетом в тыл противника выполняла 1-я авиационная транспортная дивизия, летая по заданиям 10 штабов партизанского движения, РУ Генштаба и правительства.


Экипаж Петра Федоровича Еромасова (в центре) перед боевым вылетом

Транспортная эскадрилья авиагруппы особого назначения была создана из экипажей внуковской авиатранспортной дивизии, и командовал ею Герой Советского Союза Петр Федорович Еромасов.

Фронтовая листовка времен Великой Отечественной войны: «Летать и разить врага, как Герой Советского Союза Еромасов...»

В июле 1944г. эта транспортная авиаэскадрилья из 10 экипажей была направлена на авиационную базу г. Бари (Италия). Вдали от Родины АГОН проделала громадную работу, снабжая партизан Албании, Греции и Югославии оружием, медикаментами, вывозя раненых и выполняя особые задания. Пилоты летали в исключительно тяжелых условиях: полеты совершались через Адриатическое море ночью в высокогорную местность. Посадочные площадки выбирались партизанами на склонах гор, в долинах горных рек. Все это требовало от личного состава высокого летного мастерства, дисциплины и смелости. Меньше чем за год подразделение из 10 экипажей совершило 972 боевых вылета, из которых 387 — с посадкой в тылу врага. Было вывезено 1603 раненых. Доставлено в партизанские отряды 5 тысяч партизан и командиров, более 1000 тонн боеприпасов, медикаментов и продовольствия. Звания Героя Советского Союзы были удостоены командиры кораблей Дмитрий Сергеевич Езерский, Павел Михайлович Михайлов, Павлов Владимир Федорович, Василий Алексеевич Шипилов.


Пилот-фронтовик Аркадий Петрович Дымов (10-я Гвардейская дивизия) участвовал в операции по пленению и предотвращению бегства профашистского правительства Болгарии

В сентябре 1944г. в Болгарии экипаж к/к — опытного пилота-фронтовика Аркадия Петровича Дымова (10-я гв.АТД) участвовал в операции по пленению и вывозу профашистского правительства во главе с премьер-министром Цанковым и немецкой военной миссии. Фашистское правительство Болгарии и германская и итальянская дипломатические миссии бежали из Софии, пытаясь увезти с собой важные документы и ценности. По данным разведки, ж/д эшелон с ними стоял под усиленной охраной у города Свилинграда вблизи болгаро-турецкой границы. Во 2-ой транспортный (Севастопольский) авиаполк поступил приказ выделить самолет С-47 и со специальной группой из 25-ти автоматчиков-десантников на борту, направить его в район предполагаемого нахождения поезда. После длительного полета и настойчивого поиска экипаж А.П. Дымова обнаружил поезд на небольшой станции в районе Хасково. Дымов мастерски приземлил самолет на подобранную с воздуха небольшую площадку рядом с ж/д полотном. Враги были задержаны.

 




ЖЕНЩИНЫ-АВИАТОРЫ

Плакат, посвященный командиру корабля 10-й Гвардейской дивизии Ольге Михайловне Лисиковой, 1943 год

Женщин – командиров кораблей в дивизиях не было, но её взяли в качестве исключения. Ольгу Лисикову в ГВФ знали буквально все: и как одну из лучших спортсменок, и как опытную лётчицу, и как вдову погибшего боевого товарища. А главное, понимали: она девушка с характером, всё равно не отступится. Так лейтенант Ольга Лисикова стала командиром транспортного «Дугласа» в 1-м авиаполку 10-й авиадивизии особого назначения. В её экипаже были одни мужчины.

Первые рейсы были в блокадный Ленинград: туда — продукты, медикаменты, боеприпасы, топливо, оттуда — людей…

«Самые тяжелые рейсы — когда на обратном пути вывозили блокадных детей. Тех, кто мог ходить, рассаживали вдоль бортов на скамейках, для остальных расстилали на полу чехлы от моторов. Затем отдавали детям буханку из собственного пайка. Кто-нибудь из старших ребят тут же делил ее ровно на шестьдесят или восемьдесят кусочков, в зависимости от числа детей. Как-то раз один мальчик забыл посчитать себя, и когда все взяли свой кусочек, он вдруг увидел, что поднос пуст. Тихо, без всяких просьб, старшие отщипнули понемногу от своей доли, и вот на подносе выросла небольшая горка хлебного мякиша. Это были дети–старички. Ни слез расставания с близкими, ни радости от предстоящего полета на Большую землю, где нет голода, бомбежек и обстрелов, — только огромные глаза на крохотных исхудавших личиках».

На её счету вывоз раненых с поля боя во время военного конфликта с финнами, 408 вылетов в блокадный Ленинград в Великую Отечественную, затем — к партизанам, в глубокий тыл противника, работа в правительственной авиации и полёты в условиях Заполярья. Как минимум дважды она должна была стать Героем Советского Союза, но этому не суждено было случиться.

 

Среди отважных авиаторов-мужчин воевали хрупкие, но не менее храбрые женщины-авиаторы

На фронте наряду с мужчинами успешно выполняли боевые задачи и женщины. Во Внуково также дислоцировался дивизион зенитной артиллерии, в котором служили почти одни девушки-зенитчицы.

Благодаря храброй бортрадистке Анне Беккер был спасен командир 1-й АТД Василий Тарасович Басов, который получил тяжелые ранения разрывными пулями при обстреле противником его боевого Ли-2. У командира отказала правая рука. Истекая кровью, превозмогая боль, летчик, с трудом работая только левой рукой, повел горящую машину на снижение. Неимоверными усилиями посадив полыхающую машину, Басов потерял сознание. 

Из воспоминаний радистки Веры Ануфриевой: «Моя новая жизнь началась с боевыми товарищами из экипажа, где командиром был тов. Булавинцев.
С ними я начала летать. Когда выполняешь новое задание, то переживаешь такую радость, которую не передать словами, особенно там, за линией фронта. Когда слышишь команду командира: «Цель», то хочется иметь много силы, чтобы как можно быстрее сбросить груз.
Груз сброшен, в это время испытываешь столько радости, что порой хочется прыгать, даже делается над собой смешно, но это радость правдивая. Там внизу, люди смотрят на нас с такой любовью, с такой надеждой: ведь мы прилетели с «Большой земли»…
Сегодня я получила правительственную награду. Для меня это большая радость. Это обязывает меня, работать ещё лучше, и я постаралась оправдать то доверие, которое мне оказывают, отдам все силы для быстрейшего освобождения нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков».
 


ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

Памятник летчикам гражданской авиации, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Поселок Внуково

Внуковчане хранят и чтут память пилотов-фронтовиков

…И в знак великой скорби и печали
О тех кто не вернулся к нам с полей войны.
На внуковской земле многострадальной,
Вознесся в небо величаво трёхгранный обелиск!...

Идея создания Памятника принадлежит ветеранам 10-ой Гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ, а именно – Председателю совета ветеранов 10-й гв. АТД ГВФ Николаю Степановичу Окинину.

В 1972 году ветераны 10-ой гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ решили увековечить память своих боевых товарищей. Ветераны собирались в доме, на кухне у Окининых и именно там возникла мысль о Памятнике.
Стелу планировалось установить к 9 мая 1973 года. Однако то, что предполагалось осуществить за полгода, заняло целых 8 лет.

Торжественное открытие состоялось 9 мая 1980 года в 35-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.



Постановление Совета Министров РСФСР №350 от 26 марта 1973 года о разрешении соорудить памятник


27 ноября 1972г. ветераны 10-ой гв. АТД ГВФ обратились к тогда ещё начальнику Внуковского объединенного авиаотряда (ОАО) Николаю Андреевичу Буланову, а затем с его помощью в Министерство ГА с просьбой ходатайствовать перед Советом Министров РСФСР соорудить Памятник лётчикам ГА, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 26 марта 1973 года Совет Министров разрешил Министерству ГА соорудить памятник стоимостью 30.000 рублей.

Памятник обрёл статус республиканского значения.
Только после того, как все республики откликнулись и внесли свой посильный финансовый вклад, этот Памятник стал Памятником всесоюзного значения.





Предложение о выделении средств на сооружение памятника подразделениями ГА 20 июля 1973 года


К 1 августа 1973 года полностью были собраны средства на этот памятник.
На основании разрешения Совмина РСФСР, Министерство Культуры РСФСР своим приказом поручило скульптору Г.Н. Постникову и архитектору В.В. Васнецову создать проект Памятника.
10 апреля 1974 года начальник Московского транспортного управления назначил комиссию, которая выбрала участок для строительства Памятника.

Интересно, что стела могла бы стоять в другом месте. При выборе рассматривали три участка:

1.    Улица 1-ая Рейсовая, напротив здания ГТК «Россия» в зелёном сквере;

2.    Улица 1-ая Рейсовая, на красной линии между зданиями гостиницы и бытового комбината;

3.    На углу перекрёстка улиц 1-ая Рейсовая и Большая Внуковская, рядом со стадионом.

 





Уникальный эскиз памятника, сделанный архитектором Васнецовым В. В. в присутствии ветеранов 10-ой Гвардейской дивизии.

Зимой 1974 года, не дожидаясь окончательной разработки проекта всего Памятника, по просьбе МТУ и Внуковского ОАО архитектор Васнецов разработал проект благоустройства выбранного участка и чертежи фундамента с учётом всего проекта.
На памятном знаке, высотой 34 метра, расположены три барельефа - командира, штурмана и бортрадиста. Под винтами надписи "Вечная слава авиаторам, павшим в боях за нашу советскую родину!", "Победа в Великой Отечественной войне 1941−1945 г. г. – подвиг всего советского народа".

На основании этого проекта и чертежей Внуковский ОАО (объединённый авиаотряд) в марте-апреле 1975 года провёл работы по фундаменту и благоустройству участка. Был изготовлен закладной камень.
9 мая 1975 года был торжественно заложен Памятник.








Боевой экипаж после успешного выполнения полета

Знакомый рокот самолета, 
Пронесшись эхом над землей, 
Затих в дали за горизонтом, 
Исчез из зренья самолет.

Опять ушел на спецзаданье, 
Сплоченный дружбой экипаж, 
Ушли ребята молодые, 
Ушли, возможно, навсегда…

Родным им стал на время воздух, 
Земля исчезла в облаках. 
Звучат уверенно моторы, 
Морзянка звук стоит в ушах, 
Вниманье всех на зелени приборов, 
В которых слышан сердца стук.

Вот фронта линия под ними, 
В разрывах, всполохах небеса, 
Осколки застучали по металлу, 
И дымом застилаются глаза.

Пробиты бак и двигатель чихает, 
Дрожит подраненный корабль, 
И только не дрожат у командира руки, 
Послушен самолет ему всегда, 
И ускользая от разрывов, 
Уходит самолет уверенно на точку партизан.

Внизу видна костров разметка, 
Условный партизанский знак, 
Открылись люки - груз доставлен, 
И на душе опять весна! 
Весна домашнего уюта, 
И вечно милые глаза.

Маршрут известен – путь на базу, 
Где так желанен их прилёт, 
Их ждут друзья, родные и подруги, 
Отважных летчиков прилет.

Подранено летит машина 
На долгожданный звук Москвы, 
И в шлемофонах звуки громче, = 
На пеленге Москвы!

Но вдруг стервятник в небе появился, 
И темной тенью лёг на самолёт, 
Проклятый мессер – смерти вестник, 
Пронзил подраненный мотор.

Раздался взрыв и вспышкой осветилась 
Земля, остатки корабля… 
Напрасно ждут с надеждой экипажа, 
Не всем нам дарит счастье жизнь, 
Не все приходят экипажи, 
И слезы бесконечные текут…

Стоят нетронуты постели, 
И в общежитье тишина, 
Дневальный в комнату проводит 
В слезах родных и близких, 
Молодых ребят, ушедших навсегда…

Автор Клиндух В.Л., сын Начальника штаба 2-ой эскадрильи 10-й гв. АТД Клиндуха Л.М. 
9 мая 1985 года



Библиографический список:

1.    Азаров И.И., «Непобежденные», Мемуары // ДОСААФ, 1973. С.188-196.

2.    Белахова М.А., «Драгоценный груз» // Детгиз, Москва, 1950. С. 2-20.

3.    Ермоленко В. «Специальное задание» // «Российская газета» №17 (453), 2010.

4.    Зайнутдинов Ш. «Он доставил в Москву акт о капитуляции Германии» // «Вести. Узбекистан», 2015.

5.    Краснояров В., Ялыгин М. Воздушный мост над Ладогой. Л.: Лениздат, 1984. С. 2-4, 122-143.

6.    Михайлов П.М., «Сто ночей в горах Югославии», Мемуары // «Молодая гвардия», 1975. С. 18.

7.    Окинин Н., Попова А. Под гвардейским знаменем // Гражданская авиация. 1988. №5. С. 15-19.

8.    Стрельбицкий К. Деятельность МАГОН по снабжению осажденного Севастополя // Military Крым. №7. 2007. С. 37-42.

9.    Филатов И. Гражданский воздушный флот в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.: Воздушный транспорт, 1995. С. 7-14, 84-97.

10. Филатов И., Драговоз П. Мирные крылья в годы войны. М.: Воздушный транспорт, 1995. С. 43-56, 103-117.

11. Боевая работа МАГОН, [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://topwar.ru/97462-boevaya-rabota-magon.html

12. Гришин А. «Советские лётчики в Сталинградской битве» // «Вестник воздушного флота» №11, 1952 г. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:  http://www.airaces.ru/stati/sovetskie-ljotchiki-v-stalingradskojj-bitve.html

13. История завода ВАРЗ-400. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://varz-400.ru/index.php/history/

14. Клиндух В.Л., «Полет воспоминаний. Внуково. 1941-1945» , [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://vnukovo.mos.ru/immortal-regiment/flight-of-memories-vnukovo-1941-1945.php

15. Музей района Внуково. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://dkvnukovo.likova.ru/museum/

16. Специальный проект Минтранса РФ к 75-летию Победы. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://pobeda.mintrans.ru/history/28/

17. Стела во Внуково, [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://xn--80ajswf.xn--b1aaa5aoedb5b.xn--p1ai/

 

 

 

 

 

 

 

 


Он-лайн подписка на статусы рейсов по e-mail

Вы можете бесплатно получать информацию о статусе рейса по электронной почте. Услуга предоставляется компанией AeroStatus

Для того, чтобы получить информацию о статусе рейса можно отправить email на адрес status@aerostatus.com.

Запрос на получение автоматически обновляемой информации о статусе авиарейса.
Для запроса информации отправьте email с номером рейса с указанием всех букв и цифр и добавлением вопросительного знака в конце.
Пример сообщения: XYZ123?

Запрос на получение информации о статусе авиарейса, который будет выполняться в будущем.
Для запроса на получение информации о статусе авиарейса, который будет выполняться в будущем (до 3 дней с момента запроса), нужно послать email с указанием номера рейса и даты вылета в формате День.Месяц или День/Месяц.
Пример: XYZ123 22.07? или XYZ123 22/07?

Отмена получения обновлений о статусе авиарейсов
Если вы хотите прекратить получать ранее запрошенные вами обновления о статусе авиарейсов, отправьте email со словом СТОП (или STOP).